Север и Северная традиция
Говоря о Северной Традиции, мы понимаем под «Севером» расовое и культурное единство народов, «выросших» из северного – балтийского – узла этногенеза, а под «Традицией» – сакральную систему, комплекс представлений, знаний и навыков, в рамках которого не разделяются религиозная, магическая, материальная компоненты нашего наследия.
Представление же о сакральной Традиции дает нам возможность работать не с теми или иными отдельными областями знания или «магическими технологиями», но – именно с системой, позволяющей человеку изменять и гармонизировать и себя самого, и Мир вокруг себя.
При этом деятельность школы «Нордхейм» не ограничивается строго реставрацией традиционных знаний и ремёсел. Авторское творчество, личные практики, собственные прозрения занимают в работе школы столь же важное место, как и изучение достижений предков. Вопрос: «Как поступали в старину?» — первый и важный, но не последний и тем более не единственный в нашей цепочке познания. За ним неизбежно следует второй: «Как нам, зная старину, поступать сегодня?» И этот подход – самый традиционный, ибо наши славные предки, осваивая бескрайние земли и снаряжая корабли в неведомые дали, не имели перед собой готовых ответов на все вопросы и запросы.
Тем более, в мире, наполненном магией — где никогда не знаешь наперёд, из-за какого куста выскочит кролик…
По этой же причине мы не ограничиваемся только северным наследием. Системы описания мира, знания о человеке, отработанные веками магические практики мы осваиваем не только с использованием традиции народов Севера, но и других, в том числе и неиндоевропейских народов – в той мере, в которой они отвечают нашим принципам и пониманию мира.
Сакральное пространство и время
Традиционный взгляд на мир отличается от большинства распространенных ныне, в первую очередь, двумя основополагающими принципами:
— Во-первых, всё окружающее нас в мире – сам мир, его землю и недра, воду и сушу, растения и животных, звёзды и планеты, погодные явления и календарные периоды – Традиция представляет живыми. Это значит, что у каждого явления есть подобие личности, свой характер и свой язык, на котором с ним можно общаться. И общение это, с точки зрения Традиции, не может быть иначе как двусторонним – даже с такими фундаментальными категориями мироздания, как Время и Пространство.
— Во-вторых, у каждого предмета и явления в мире Традиции есть свой идеальный прообраз, своего рода эталон, созданный богами в эпоху начала мира, а сама начальная эпоха является таким же эталоном для того линейного времени, в котором мы живём каждый день.
Линейное время – это та самая река, в которую нельзя войти дважды. Мифологическое время – это феномен, который происходил на заре мироздания и одновременно множественно воспроизводится на наших глазах.
Подобный же эталон существует и для пространства. Традиция видит мир единым, но в то же время подразделяемым на некие области: верхний мир – место обитания богов, откуда приходят все импульсы и перемены, та ось, вокруг которой вращается мироздание; средний мир – мир людей, пригодный для жизни и воспроизводства, и наконец, мир нижний – в большей степени подверженный хаосу и разрушению, но являющийся источником силы.
Сакральное пространство является местом действия большинства мифов. Оно же воспроизводится в устроении священных мест – от красного угла в доме до огромных храмовых комплексов. В этом пространстве воспроизводятся события сакрального времени, события творения мира, и восстанавливается изначальный порядок той недолгой поры, когда мир был юн, и в нём всё работало как надо.
Именно поэтому в Традиции столь важна роль ритуалов. Ритуалы – это не только особый многоплановый язык для общения с высшим началом, богатейший культурный код, с помощью которого описываются все стороны традиционного наследия. Это моделирование идеального мира, восстановление изначального порядка вещей, который в дальнейшем – по этому образцу – мы продолжаем поддерживать и в повседневной реальности.
Одной из самых действенных, проверенных тысячелетиями систем работы с сакральным временем и сакральным пространством, является традиционный календарный цикл. Проводя должным образом «сильные точки» годового круга, мы восстанавливаем оптимальный, соразмерный всему мирозданию, ритм жизни и перераспределяем силу, текущую через нас при совершении обрядов, во все другие области активности. Проведение календарных обрядов для нас – проверенный способ нормализации времени и пространства и внутри себя, и вокруг себя.
Миф, в котором мы живем
Определяя себя как «Школу Северной Традиции», мы стремимся увидеть в мифе то же, что видели в нем наши предки: путь к объективному пониманию реальности, и возможность объективного воздействия на нее.
Для нас, школы «Нордхейм», миф не просто реален. Миф – это больше, чем история, произошедшая один раз в незапамятные времена. Это история, которая ежегодно повторяется в живой природе. И более того, она повторяется с каждым из нас, причём в течение жизни – неоднократно. Нет такой сказки, которая была бы не про нас с вами.
Традиция – это, в первую очередь, передача опыта. Северная Традиция – это опыт, передающийся, к потомкам через предков, от самых дальних прародителей – тех, кого в мифах называют богами и героями. Действующие лица мифов – ключевые фигуры бытия, которые в современной психологии называют архетипами. Именно архетипы и дают нам те образцы, по которым мы проживаем собственную жизнь. «Так делали боги, так теперь поступают люди».
Но – ни в коем случае – не копируем. Ни один, даже самый славный, предок не оставит нам всех образцов на все случаи жизни. Жить по Северной Традиции – не означает делать то, что предписано. Жить по северной Традиции – это, в первую очередь, раскрывать в себе дары богов.
Вероятно, это один из самых сложных предметов «Нордхейма», но и один из самых важных. В разработке этого направления (как отдельных, специализированных курсов, так и в виде поясняющей части к курсам других направлений, в том числе и практическим), так или иначе, принимают участие все преподаватели школы. Мифологическое сознание является одним из ключевых элементов Традиции, и необходимым основанием традиционных магических практик.
Магия и Маги
Современный мир, казалось бы, почти не оставил места для магии. Вся земная поверхность изучена и описана, природа вещества познана, Вселенная измерена, а все необъяснённые явления отданы на откуп узким группам любителей странного.
Так-то оно так, да не совсем.
Магия никуда не исчезла. И маги по-прежнему среди нас.
Вопрос — кого следует понимать под «магом»? Обладателя волшебной палочки, перстня Соломона или лампы Аладдина? Потомка людей и обладающих сверхспособностями нечеловеческих рас? Грешника, продавшего душу падшему ангелу в обмен на исполнение желаний? Оставим эти объяснения в стороне – и даже не по причине их фантастичности; они описывают, в лучшем случае, не магию, а её происхождение. А магия – это состояние. Состояние человека, изменяющего реальность вокруг себя.
Образно выражаясь, маг – это тот, кто может. Человек, который хорошо знает, какими ресурсами обладает, и в полной мере их использует. Вследствие этого и результаты его действий, как правило, заметно превосходят обычный уровень.
Принцип мага, как его видит школа «Нордхейм», не принадлежит одной лишь Северной Традиции. Он, как считается, сформулирован около двух тысяч лет назад императором-стоиком Марком Аврелием в одной короткой фразе и обращён не к людям со сверхспособностями, а к любому человеку, желающему прожить свою жизнь достойно и не зря:
«Делай, что должно, и будь, что будет».
В этой чеканной фразе заключены целых два принципа:
- Делай, что должно – следование своему Пути. Своему предназначению, раскрывающемуся в природных способностях, своему внутреннему нравственному критерию, своей личной, подобранной лично для себя, программе роста и движения.
- Будь, что будет – осознание высшего начала и потребность действовать в согласии с ним.
При этом личной ответственности за результат деяния и все его возможные последствия никто не отменяет. Именно готовность взять ответственность на себя – та важная составляющая, которая отличает мага от обыденного представителя социума.
А способности заложены практически в каждого из нас. И школа «Нордхейм» уже больше двух десятков лет собирает в единую систему методы и приёмы их раскрытия.
Человек Единый
Признавая основой мироустройство единство мира, мы признаём это же свойство и за его отражением – микрокосмом, то есть человеком. Противопоставление духа и плоти, преобладание одного над другим так же гибельны, как физическое разделение туловища и головы.
Для описания устройства человека, мы принимаем модель, восходящую к античным учениям и продолжающуюся в некоторых современных типологиях личности, которая выделяет четыре составляющих человеческого существа:
- Тело. К этой части относятся не только тело как таковое и его органы, но и его проявления – движение и положение в пространстве, телесный комфорт и здоровье, физиологические потребности, состояния боли и удовольствия, телесная эстетика.
- Разум. Способности запоминать и забывать, группировать и разделять, сопоставлять и делать выводы. А также исходные посылки и аксиомы, мнения и убеждения, выстроенная на их основе картина мира.
- Душа. Это эмоциональная жизнь во всех её проявлениях – чувства и влечения, симпатии и антипатии, красота и интуиция, не укладывающиеся в рамки разумного предчувствия и образы высших сфер.
- Дух. Самая устойчивая во времени часть человеческого существа, переживающая не один цикл земной жизни. Природа его наиболее трудно постижима, но именно с духом связаны внутреннее предназначение человека, его врождённые стремления и ценности, экспансия и личные границы.
Ни одна из этих четырёх составляющих в нашей картине мира и человека не является главной. И, конечно, ни одной из них не следует жертвовать ради развития остальных. Все четыре необходимы для полноценного развития человека, его гармоничного сосуществования с другими людьми, окружающим миром и высшим началом.
В распоряжении школы «НордХейм» есть достаточный набор инструментов, которые позволяют человеку вернуть себе «могущество», иными словами способность мочь, субъектность по всем четырём составляющим, избавиться от чужого, искажённого, навязанного извне, найти и проявить те сильные стороны, что свойственны именно ему. Свойство магических инструментов таково, что каждый из них работает не с одной составляющих, а сразу с несколькими или со всеми вместе.
Одним из таких инструментов является Голос. Мы хорошо знаем, что с древнейших времен речь, слово ассоциировались с волшебством, и владение своим голосом – важнейшая часть этого волшебства. А ведь кроме привычного нам бытового голоса существуют еще и «специальные голоса», в том числе связанные с традиционными сакральными техниками. Работа с голосом – часть раскрытия «внутреннего себя», без чего продвижение по путям Северной Традиции невозможно.
Ряд учебных программ Школы, а также учебная работа на наших выездных семинарах, подразумевают и использование биоэнергетических технологий, как созданных в XX веке знаменитыми магами и психологами, так и прошедших многовековой путь кристаллизации в сакральной Традиции. В частности, мы широко используем техники телесно-ориентированной психотерапии, объединяющие работу с телом и сознанием.
Системы описания мира
Мир магии трудно исчерпывающе описать с помощью лишь инструментов рационального мышления. Там, где недостаточно чётких определений и логических цепочек – на помощь приходят системы образов, символов, обращающиеся к бессознательному внутри нас и оттуда – напрямую к архетипам.
Для понимания мира Северной Традиции как мира развивающегося и постоянно переживающего трансформации, базовой и наиболее универсальной системой служит Колесо Могущества. Это авторская разработка школы Нордхейм, основанная на нескольких традиционных системах, в самой основе которой лежит описание циклических процессов (первоначально — смена периодов года в сакральном календаре, в дальнейшем — любые замкнутые системы, от жизненных циклов человека или проекта, до информационных аспектов в структуре личности). Колесо Могущества и разработанные на его основе описания самых разных процессов становления и развития – оптимальное выражение традиционного взгляда на мир и его составляющие как живые структуры, проходящие цикл рождения, созревания, смерти и последующего возрождения. На мир как живое существо, с которым можно вести диалог, задавать вопросы и получать ответы.
Важнейшее направление в деятельности школы «Нордхейм» составляют рунические искусства. Руны – традиционная и наиболее универсальная магическая система, применяющаяся как для описания мира, так и для его изменения. Рунические искусства многогранны и требуют не только многих знаний, как мистических, так и вполне материальных. Работа с рунами в первую очередь требует от мага развития в себе внимания к миру, интуиции и воли. Не случайно именно руны занимают ведущее место в наследии первого директора школы «Нордхейм» – Антона Валерьевича Платова, и именно рунам посвящена значительная доля разработанных школой учебных курсов. В них очень непросто разобраться по-настоящему, но проделавшие эту работу, прошедшие этот путь, пестрящий возможными ошибками и даже ловушками, скажут, что он был проделан не зря.
Ещё одной системой описания мира, практикующейся в школе, является Таро. Отдавая предпочтение традиционному наследию Севера, школа НордХейм не замыкается только на наследии языческой старины. Раскрытие знаков мира и способностей человека проводится и более общепризнанными, общеевропейскими системами, такими, как Таро, соединившее в себе мистериальное наследие античности и куртуазную культуру Средневековья, гуманистические устремления эпохи Возрождения и собственные наработки духовных практиков Нового времени.
К внутреннему миру человека обращена ещё одна, разработанная в наши дни, система описания мира – система типологии личности, восходящая к глубинной психологии Карла Густава Юнга, а через его наследие – к общим для многих Традиций представлениям об архетипах и бессознательном.
В своей работе школа «Нордхейм» использует и менее распространённые системы, как традиционные (например, Огам) — так и авторские. Собственная разработка преподавателей школы, соединяющая принципы Младших арканов Таро и системы типологии личности Майерс-Бриггс — оракул «Врата Ясеня», применяемый, по большей части, для описания взаимоотношений людей между собой и в коллективах.